Система питания дизельного двигателя служит для подачи в цилиндры
очищенного воздуха и распыленного топлива.
Смесеобразование в дизельных двигателях протекает за очень короткий
промежуток времени. Для получения горючей смеси, способной быстро и полностью
сгорать, необходимо, чтобы топливо было распылено на возможно более мелкие
частицы и чтобы каждая частица имела вокруг себя достаточное для полного
сгорания количество воздуха.
С этой целью топливо в цилиндр впрыскивается форсункой под давлением, в
несколько раз превышающим давление воздуха при такте сжатия в камере сгорания.
В современных тракторных двигателях применяют неразделенные камеры сгорания.
Они представляют собой единый объем, ограниченный днищем поршня и поверхностями
головки и стенок цилиндров. Для лучшего перемешивания топлива с воздухом форму
неразделенной камеры сгорания приспосабливают к форме топливных факелов.
Углубление, выполненное в днище поршня, способствует созданию вихревого
движения воздуха.
Чтобы топливо полностью сгорало и дизельный двигатель имел наилучшие
мощностные и экономические показатели, нужно впрыскивать топливо в цилиндр до
прихода поршня в ВМТ. Чтобы форсунка вспрыскивала топливо с необходимым
опережением, топливный насос должен начинать подавать топливо немного раньше.
1 – воздухоочиститель, 2 -
стеная трубка, 3 – форсунка, 4 – топливопровод высокого давления,
5 - фильтр грубой очистки топлива, 6 - фильтр тонкой очистки топлива,
7 - датчик указателя уровня топлива, 8 - топливо мерная трубка,
9 - топливные баки (основной и дополнительный), 10 - запорный кран, 11 -сливной
кран,
12 – подкачивающая помпа, 13- трубка перепуска топлива, 14 - топливный насос.
Просочившееся через зазоры между деталями форсунок топливо (до 0,02% от расходуемого) отводится по сливной трубке 2 в фильтр тонкой очистки или в топливный бак. Давление топлива на выходе из фильтров тонкой очистки контролируется манометром и должно быть в пределах 0,06-0,09 МПа.
Для питания дизельного двигателя применяют дизельное топливо, являющееся
продуктом перегонки нефти и представляющее собой маслянистую жидкость
светло-коричневого цвета.
Для обеспечения экономичности, надежности и долговечности работы двигателя
дизельное топливо должно отвечать определенным требованиям. Главные показатели
качества топлива - чистота, высокая теплотворная способность, малая вязкость,
низкая температура самовоспламенения, высокое цетановое число (не ниже 40). Чем
больше цетановое число топлива, тем меньше период задержки самовоспламенения
после момента впрыска его в цилиндр и двигатель работает мягче (без стуков).
Присутствие серы уменьшает период задержки самовоспламенения топлива в
цилиндре, что благоприятно сказывается на работе двигателя. Двигатель работает
мягче, т. е. с меньшими ударными нагрузками. Однако сера повышает
нагарообразование и способствует быстрому износу деталей цилиндропоршневой
группы.
При поставках к марке топлива добавляется цифра, обозначающая процент
содержания серы, 0,2 или 0,5.
Буквы в марке топлива обозначают: Л - летнее, 3 - зимнее, А - арктическое.
При отсутствии арктического топлива и эксплуатации двигателей при низкой
температуре к зимнему топливу добавляют до 50% керосина. Повышенная вязкость
топлива ухудшает его текучесть и распыл, а низкая - смазывающую способность.
Сорта топлива необходимо применять соответственно сезону года.
Кроме перечисленных свойств топливо для автомобильных двигателей
характеризуют высокая теплотворная способность, хорошая распыляемость,
испаряемость в горячем воздухе, оно должно быть химически стабильным при
хранении, не вызывать коррозии металлов, не содержать воды и механических
примесей.
Система питания дизельного двигателя включает такие агрегаты, как топливный
насос и форсунки, имеющие трущиеся пары с весьма малым зазором в десятки раз
меньше толщины человеческого волоса. Попадание механических примесей приводит к
быстрому износу или выходу из строя форсунок.. Поэтому заправлять топливный бак
трактора надо чистым топливом. Перед заправкой трактора топливо должно
отстаиваться в цистерне не менее двух суток. Резервуары для хранения топлива
должны быть чистыми, без ржавчины и окалины. Их горловины следует закрывать.
Отстоявшееся топливо из резервуаров откачивают насосом или сливают через
сифонную трубку. При этом заборный шланг опускают не ниже 8 см от дна
резервуара. Нельзя взбалтывать топливо перед заправкой. При возможности для
очистки топлива надо пользоваться стационарными фильтрами.
Следует остерегаться попадания в топливный бак воды, что может вызвать
выход из строя топливной аппаратуры.
Вместимость топливного бака обеспечивает работу трактора без заправки в
течение полутора смен при полной нагрузке. Бак следует держать полным,
заправляя его топливом ежесменно. Это снижает взбалтывание топлива, уменьшает
коррозию стенок и конденсацию паров воды в баке.
Перед заправкой следует тщательно очистить горловину бака и крышку oт пыли,
прочистить отверстие в крышке и промыть сетчатый фильтр горловины. При заправке
топлива необходимо соблюдать правила противопожарной безопасности.