Как работает двигатель на электричестве
В основе конструкции
электрического двигателя лежит эффект, обнаруженный Майклом Фарадеем в 1821
году: что взаимодействие электрического тока и магнита может вызывать
непрерывное вращение. Один из первых двигателей, нашедших практическое
применение, был двигатель Бориса Семеновича Якоби (1801 –1874), , приводивший в
движение катер с 12 пассажирами на борту. Однако для широкого использования
электродвигателя необходим был источник дешевой электроэнергии —
электромагнитный генератор.
Действующую модель электродвигателя, состоящей из вращающейся и неподвижной частей, физик Борис Семёнович Якоби изобрел еще в 1834 году, когда жил в Германии. Об этом изобретении стало известно и в России.
Как же работает двигатель
на электричестве, принцип работы электродвигателя очень прост: вращение
вызывается силами магнитного притяжения и отталкивания, действующими между
полюсами подвижного электромагнита (ротора) и соответствующими полюсами
внешнего магнитного поля, создаваемого неподвижным электромагнитом (или постоянным
магнитом) — статором. Сложность заключается в том, чтобы добиться непрерывного
вращения двигателя. А для этого надо сделать так, чтобы полюс подвижного
электромагнита, притянувшись к противоположному полюсу статора, автоматически
менялся на противоположный — тогда ротор не замрет на месте, а повернется
дальше — по инерции и под действием возникшего в этот момент отталкивания.
Для автоматического переключения полюсов ротора служит коллектор. Он представляет собой пару закрепленных на валу ротора пластин, к которым подключены обмотки ротора. Ток на эти пластины подается через токоснимающие контакты (щетки). При повороте ротора на 180° пластины меняются местами — это автоматически меняет направление тока и, следовательно, полюсы подвижного электромагнита. Так как одноименные полюсы взаимно отталкиваются, катушка продолжает вращаться, а ее полюсы притягиваются к соответствующим полюсам на другой стороне магнита.
Вращающаяся часть электрической
машины называется ротором (или якорем), а неподвижная - статором. В простом
электродвигателе постоянного тока блок катушки служит ротором, а постоянный
магнит - статором.
В некоторых двигателях для создания
магнитного поля вместо постоянного магнита служит электромагнит. Витки
проволоки такого электромагнита называются обмоткой возбуждения.
Как работает простейший двигатель на электричестве.
Простейший
электродвигатель работает только на постоянном токе (от батарейки) или от блока
питания постоянного тока. Ток проходит по рамке, расположенной между полюсами
постоянного магнита. Взаимодействие магнитных полей рамки с током и магнита
заставляет рамку поворачиваться. После каждого полуоборота коллектор
переключает контакты рамки, подходящие к батарейке, и поэтому рамка вращается.
А теперь поговорим о том, как устроен двигатель, работающий на электричестве.
В основу
стандартного электродвигателя входит неподвижная часть, которая называется
статором, и вращающийся ротор. В статоре находятся несколько катушек, на
которые поступает переменный ток.
Синхронный двигатель, работающий на электричестве.
Асинхронный электродвигатель.
На самом деле, электромобили появились даже раньше автомобилей с ДВС – еще в 1828 году венгерским физиком Аньошем Иштваном Йедликом была изобретена электрическая тележка с четырьмя колесами.
В конце XIX века экспериментами на электротяге занимались многие европейские и американские
инженеры, ученые и изобретатели.
В 1899 году первый русский электромобиль построил Ипполит Романов. Петербургским изобретателем были спроектированы четыре модели электромобилей: двухместная и четырехместная коляски, а также 17-местный и 24-местный омнибусы. Двухместный кэб и 17-местный омнибус построены по его проекту в 1899 году.
В том же 1899 году построенный бельгийцем Камилем Женатци автомобиль La Jamais Contente разогнался быстрее 100 километров в час на суше (109,4 километра в час). В настоящую же «серию» электромобили запустила американская компания Detroit Electric, которая выпускала свои электрокары с 1907 года до начала Великой депрессии в 1929 году. В 1910-е годы их тираж доходил до 2000 экземпляров. В 1910 году Уильям Андерсон, основавший Detroit Electric на базе Anderson Carriage Co., установил на электромобиль новые никель-стальные аккумуляторы Эдисон, которые позволяли проехать 100 миль (160 километров) на одной зарядке, что вдвое превосходило пробег на стандартных свинцово-кислотных аккумуляторах.
Detroit Electric. Как
следует из названия, она находилась в «Мекке» автомобилестроения – городе
Детройте, штат Мичиган. Начиная с 1907 года эта компания занималась выпуском
электромобилей, которые пользовались широкой популярностью среди потребителей.
В свои лучшие годы Detroit Electric продавала до двух тысяч машин в год. Для
того времени это был значительный показатель.
Эта конструкция Детройт Электрик древний, но хороший компромисс.
Томас Эдисон у электро-мобиля Detroit Electric
Электромобили Detroit Electric (1915-1916 г. выпуска)
Эксплуатационные
характеристики выпускаемых моделей были весьма неплохими. Электромобиль Detroit
Electric мог развивать скорость до 32 км/ч и преодолевал 130 км без подзарядки.
Производство автомобилей с двигателями
на электричестве продолжалось до 1942 года. В последние годы выпуск стал
почти символическим, поскольку число заказов было очень невелико. Некоторые
экземпляры хорошо сохранились до наших дней. Их можно увидеть в автомобильных
музеях.
Так выглядел процесс
зарядки электромобиля в начале века
Зарядная
станция автомобилей с двигателями на электричестве в Сан-Франциско
Один из вариантов двигателя на
электричестве для автомобилей является Безредукторный электродвигатель
«прямого привода»
Безредукторный
электродвигатель «прямого привода» гораздо выгоднее обычного электромотора — он
легче, что уменьшает неподрессоренные массы (это основная проблема
мотор-колес), он эффективнее расходует энергию и лучше компонуется на
автомобиле
Colt EV: мотор-колесо со
встроенным редуктором один из видов двигателя
на электричестве
Colt
EV — первенец проекта MIEV с мотор-колесами, на которые делают ставку в ММС. Он
ездит, и довольно быстро!
В
«моторном отсеке» — пустота
Michelin
и MGL создали необычную электроколесницу
Идея
совместить колесо и электродвигатель стара, как мир. У компании Michelin на
этот счёт тоже оказалась пара толковых соображений, которые дальше концептов никуда
не пошли. И соображениям этим так и пылиться на полке, если бы не китайский
производитель электрооборудования MGL. С ним Michelin подписала соглашение о
совместной разработке активного электрического шасси на базе своей технологии
Active Wheel.
Оригинальность
мишленовского ноу-хау в том, что внутри колёсного диска в компактном модуле,
помимо тормозного механизма, устанавливается подвеска и два электродвигателя:
один тяговый (он разгоняет и тормозит автомобиль с рекуперацией энергии),
второй отвечает за настройки подвески. Всего таких модулей для четырёхколёсного
автомобиля предполагается четыре (по штуке в каждом колесе).
Компании
совместными усилиями уже успели построить опытный образец электромобиля на
базе Lifan 520. Сообщается, что машина приводимая в действие
литиево-ионными аккумуляторами может перемещаться со скоростями до 140 км/ч,
при этом запас хода составляет 100–140 километров. Аккумуляторы способны
выдержать тысячу циклов зарядки-разрядки. О старте серийного производства
подобных автомобилей с системой Active Wheel, пока не сообщается.
Первый электромобиль в виде
тележки с электродвигателем был создан в 1841 году.
Электромобиль La Jamais Contente 29 апреля либо 1 мая 1899 года установил рекорд скорости на суше. Он первым в мире преодолел скорость 100 км/ч и достиг скорости 105,882 км/ч.
Двухместный электромобиль PUMA - концептуальный транспорт для жителей мегаполиса будущего
Земноводный Rinspeed sQuba может работать
под водой как субмарина.
8-колесный
электромобиль Eliica
Развивает скорость до 402 км/ч (230 миль/ч). А блок
ионно-литиевых батарей, установленных под салоном 4-хместного электромобиля,
позволяет проехать 321 км (200 миль).
Электрокар (подвид автомобиля с двигателем на электричестве) Украина